8 класс совершил прогулку по литературному Смоленску. Разговор о литературном наследии смоленской земли начался у памятника Михаилу Васильевичу Исаковскому на улице Октябрьской революции перед Домом работников просвещения (в этом здании до революции, кстати, находилась гимназия, в которой учился поэт).
Рассмотрели скульптурный портрет, выполненный не менее именитым нашим земляком, скульптором Альбертом Сергеевым. Нашли птицу в листве дерева, на которое задумчиво откинулся поэт, сжимая за спиной букет полевых цветов. Поговорили о душевных чертах Михаила Васильевича, переданных скульптором через эти детали. Послушали песни, которые многие считают «народными», а оказывается, у них есть автор — наш земляк. «Катюшу» знают, наверное, все, а вот такие песни, как «Враги сожгли родную хату», «Каким ты был, таким ты и остался», «Снова замерло всё до рассвета», для многих действительно народные. И это, наверное, самая главная награда и признание для автора. Кстати, о том, что он поэт-песенник, Михаил Васильевич узнал случайно: пришёл в кинотеатр, а перед фильмом демонстрировали киножурнал о народных хорах, и в нём звучала песня Исаковского «Вдоль деревни» в исполнении хора Пятницкого; в титрах был указан автор — поэт-песенник М. В. Исаковский.
Многие фразы из его песен стали крылатыми: «Если смерти, то мгновенной, если раны — небольшой», «Каким ты был, таким ты и остался», «Вино с печалью пополам», «Мы так вам верили, товарищ Сталин, как может быть, не верили себе». Далее познакомились с биографией и творческим наследием друга и не менее знаменитого коллеги М. Исаковского — Николая Рыленкова. Смоленская земля, воспетая в его стихах с такой огромной, всепроникающей и всеобъемлющей любовью, предстаёт перед читателем или слушателем во всём своём величии. Если кто-то сомневается в том, что Смоленск — важнейший город Руси, город-ключ, город-щит, город-воин, защитник, город, без которого, в прямом смысле, не было бы России, — почитайте стихи Николая Рыленкова...
Третий гигант на нашем пути — Александр Твардовский. В 18 лет он, «собрав с десяток стихотворений», отправился в Смоленск к Михаилу Исаковскому «становиться писателем». В то время Исаковский руководил литературным отделом губернской газеты «Рабочий путь». Он принял юношу приветливо, прочитал стихи и сообщил, что готов послать их в набор немедленно. С этого момента они стали ближайшими друзьями до конца своих дней. Оба были на войне военными корреспондентами, сражались с врагом своим оружием, которое нельзя уничтожить никакими «Градами», танками и бомбами. Поднимали боевой дух солдат своим словом. «Я должен был находить в себе силы для ободряющего слова, слова, которое либо заключённой в нём доброй шуткой, либо душевностью своей согревает, чуть-чуть расшевеливает то инертное, тягостное безразличие, которое незаметно уживается в сознании усталого от боёв и тягот человека. А каких слов он стоит, этот человек!» (А.Т. Твардовский). Так родился его «Василий Тёркин». «Вскоре у меня было уже такое ощущение, что без этой работы мне ни жить, ни спать, ни есть, ни пить. Что это будет мой подвиг на войне» (с)
Читаем главы из поэмы у памятника знаменитому поэту и его не менее знаменитому герою. Автор скульптурной композиции — тоже Альберт Сергеев.
Помимо трёх столпов смоленской литературы, ребята познакомились с другими писателями, уроженцами нашего города, имеющими мировую известность. Это, конечно, и Борис Васильев, и Александр Беляев, и Айзек Азимов. С творчеством Александра Грибоедова мы познакомимся в следующем учебном году очень подробно. А вот такие фамилии, как Вонлярлярский и фон Эттингер, вам о чём-нибудь говорят? А между тем, эти писатели тоже внесли немалый вклад в литературное наследие Смоленской земли. Василий Вонлярлярский родился в местечке Рай под Смоленском. В юности он был другом М. Ю. Лермонтова (они вместе учились в школе гвардейских юнкеров), но литературный талант в нём проснулся и раскрылся только в зрелые годы. Он начал писать за 3 года до смерти (скоропостижно скончался от пневмонии в 38 лет).
Но за эти 3 года он написал 4 романа, 3 повести, 5 больших рассказов и 7 пьес — собрание сочинений писателя было издано в 7 томах.
Его часто называют «смоленским Дюма», «подражателем Гоголю». Но не поленитесь, почитайте его произведения, составьте своё впечатление, и я уверена, никакого подражания в его творчестве вы не увидите. Совершенно неподражаемый юмор, колорит, с которым описываются наши предки-земляки, не идут ни в какое сравнение ни с чьими! Плюс непредсказуемый сюжет в каждом произведении! Просто невероятно, почему этот прекрасный писатель оказался забыт. И, наконец, Фёдор фон Эттингер, хоть и не смолянин, а приезжий, но пожил в нашем славном городе и даже увековечил его, а также его жителей, легенды, обычаи и, самое главное, смоленскую крепостную стену в своём авантюрно-приключенческом романе о жизни Смоленска XVIII века «Башня Веселуха».
Наша экскурсия подошла к концу как раз у подножия крепостной стены между башнями «Орёл» и «Весёлуха». Здесь, на смоленском «семигорье», под древними стенами, которые четыре века мужественно защищали не только наш город, но и всю православную Русь, подводя итоги нашей литературной прогулки по Смоленску, мы прочитали стихотворение Николая Рыленкова «Моему городу», в котором очень гармонично отразились все ключевые точки нашего маршрута.
Если вы будете гулять у подножия крепостной стены, окиньте взглядом с высокого холма окрестности и прочтите это стихотворение вслух. И вы всё поймёте о нашем городе сразу же, без долгих лекций по истории, без экскурсий, а просто почувствуете сердцем!
«МОЕМУ ГОРОДУ»
Город мой! Про тебя
Скажет каждый, кого не спроси:
Это летопись битв,
Это повесть о судьбах Руси!
Это память веков,
Что вошла в наши дни наяву...
С чем еще я сравню тебя?
Как я тебя назову?
Перед взором моим
В час, когда пламенеет закат,
Бастионы твои,
Как свидетели славы, стоят!
Сколько раз поднимал ты
Народ свой за Русь постоять!
От твердыни твоей
Отступила Батыева рать.
Здесь перчатки свои
Позабыл Бонапарт впопыхах.
Каждый камень в стене твоей
Кровью и дымом пропах.
Нет, недаром мы в юности,
Только повеет весной,
Собирались с друзьями
У старой стены крепостной.
И когда подымали
Мы в мае знамена весны –
Нам просторные улицы
Были узки и тесны.
И в литавры гремел
Старый город со всех площадей:
– Поколенье весны,
Всем под небом Отчизны владей!
Нам казалось, что предки
Глядели на нас из бойниц,
Говоря: ни пред кем
Никогда мы не падали ниц!
– Ни пред кем, никогда, –
Так клялись мы друг другу весной
Над днепровской волной,
У старинной стены крепостной
Разве знали тогда мы –
Что близится час и в бою
Кровью будем скреплять
Мы суровую клятву свою!
Город мой! Мы прошли
Сквозь смертельный огонь навесной,
Чтобы встретиться вновь
У старинной стены крепостной!
Ты лежал перед нами –
Сожжен и поруган врагом,
На холмах твоих древних –
Чернели руины кругом.
Но руины твои –
Стали трижды священны для нас.
Знали мы, что из пепла
Вставал ты в столетьях не раз.
И тебе поклялись мы:
– Доколь ты не встанешь опять –
Нам покоя не знать,
Нам бессонных ночей не считать!
Верил каждый из нас:
Прорастет даже камень седой
У истоков Руси,
Над волшебной днепровской водой!
И пока не покатятся
Волны днепровские вспять,
Ты на круче веков –
Выше прежнего будешь стоять!
И, увидев тебя,
Скажет каждый, кого ни спроси:
– Это летопись битв,
Это повесть о судьбах Руси!
Учитель русского языка и литературы Захарова Евгения Владимировна.